Зачем нужно подковывать лошадей

Содержание

Зачем подковывать современную лошадь и как происходит ковка

Зачем нужно подковывать лошадей

Современный конь без подков, как современный человек без обуви. Подковывание защищает копыта лошадей от истирания и механических повреждений. Дикие животные, которые имеют возможность ходить по мягкой земле, траве или пескам не нуждаются в ковке. Природный грунт не вредит их копытам, обтачивает и полирует их.

Спортивные или сельские кони не смогут долго передвигаться неподкованными, ведь асфальтированное покрытие дорог вредит неподкованным животным.

Копыто – это костяное образование, которое в процессе эволюции объединило три первых пальца животного. Ноги у коней достаточно хрупкие. Животные с дефектами ног удаляются владельцами «на пенсию».

Большое значение для производительности труда и спортивных достижений имеет правильный выбор материалов и грамотное подковывание.

Зачем подковывают лошадей?

Человек издавна заботится о тех, кого приручил. Подковывать коней начали в стародавние времена. Сначала коней обували в металлические тяжелые ботинки. Поняв, что лошадям в такой «обуви» совсем неудобно, люди придумали металлические накладки на копыта.

Подкованный конь не страдает от неровностей грунта и прочности асфальтового или бетонного покрытия. Подковка лошадей защищает их подошвы. Более того, в зимнее время, специальные шипы, которые вкручиваются в металл, обеспечивают коню устойчивость и проходимость в условиях гололёда.

Подковы для лошадей бывают разной толщины и формы. Подковывают коней в зависимости от предназначения. Спортивных коней подковывают не так, как рабочих.

Мясные, молочные и шерстяные породы овец и их вес

Виды подков

  • Стандартные. Для видов лошадей, не изнуряемых спортом и трудом.
  • Для выездки (тонкие и легкие).
  • Для скаковых коней (в изготовлении применяется ручной труд и пружинная сталь). Скаковым коням подковы изготавливают индивидуально. При изготовлении подков учитывается анатомическое строение копыта.
  • Подковы для коней, участвующих в конных играх. Игровых лошадей подковывают, в зависимости от времени года. В сырую погоду куют специальные угольные подковы. В теплую погоду ставят утяжеленные.
  • Рысистых коней обувают в облегченные подковы. Такие изделия имеют разную массу на передние и задние ноги.
  • Ортопедические подковы выбираются по назначению врача. Такие подковы служат для облегчения, или исправления походки лошади.

Подковы имеют разные размеры.

Первый номер, означает самый маленький размер. И так по возрастающей. Самый большой размер – номер восемь.

С какой периодичностью производится ковка лошадей?

Периодичность ковки зависит от условий, в которых животное содержится, и от предназначения лошади. Спортивные лошади перековываются ежемесячно. Иногда, сроки перековки превышают сорок пять дней.

Для чего лошади нужна перековка? Дело в том, что копыто у коня растет, так же, как растут когти у других животных. Процесс роста копыта происходит неравномерно. Ежемесячное подковывание лошадей позволяет лучше ухаживать за копытами животного и улучшает его внешний вид.

Главное в ковке – это материал, из которого изготовлена подкова и мастерство кузнеца. Современные подковы для лошадей изготавливают на специальных станках из определенного прочного металла. Это — штампованные изделия.

Дикая горная коза или лесная косуля – что за животные?

Некоторые умельцы-кузнецы делают самодельные кованые подковы . Их подгоняют точно по размеру копыта лошади. Кованая кузнецом лошадь будет иметь четкую, уверенную и легкую походку.

Существует «горячий» и «холодный» способ подгонки к установке подков. Кузнец, который сам выковал подкову, который подогнал ее под размер копыта «горячим способом», знает, что так изделие точнее и ровнее будет закреплено на копыте коня.

«Холодный способ» подгонки меньше пугает животное и не высушивает поверхность копыта. При помощи современных инструментов подогнать подкову под нужный размер несложно, но такая работа требует определенных навыков. Ковка подковы дело ответственное и трудоемкое.

Больно ли лошади, когда ее подковывают

При умелом обращении с животным, подковывание проходит безболезненно. Опытный коваль знает «болевые точки» на копыте животного. Это серединная часть копыта со стороны подковы там, где проходит впадина.

Копыто — это своеобразный «коготь». Ороговевшая его структура совсем нечувствительна. Край подошвы копыта при подковке требует подпиливания.

Как подковывают лошадей? Когда выбор необходимых подков уже произведен, наступает время подготовительного процесса для ковки.

В первую очередь копыто очищают от грязи. Для очистки используют крючок и специальную железную щетку. После этого начинают снимать старую подкову. Тут процесс зависит от предпочтений коваля. Некоторые мастера спиливают старые гвозди напильником, другие ковали, вытаскивают гвозди клещами. Главное в этом процессе – не расслоить роговой слой копыта и не повредить его.

Альпийский козёл: описание породы и отзывы владельцев

Затем удаляется крайний слой подошвы копыта. Для этой работы используются рашпиль, нож и щипцы, похожие на гигантские щипчики для педикюра. Щипчиками и ножом удаляется отросший роговой слой, который легко заметить по беловатому цвету и множеству трещин и сколов.

После обрезки копыто подпиливают рашпилем и выравнивают по плоскости. После этих процедур снимают мерку с копыта. Далее идет подгонка и установка подковы на копыто. Для подковывания часто применяют специальный станок, который фиксирует ногу животного, предотвращая взбрыкивание ногой.

Для подковки потребуются такие инструменты и предметы:

  • Гвозди для подков .
  • Пробойник (для чистки подошвы)
  • Щипцы
  • Специальный ковочный молоток весом не более четырехсот граммов (для направления и установки гвоздей).
  • Тяжелый молоток для придания лошадиной подкове формы на наковальне. Вес его должен быть не менее 2,5 кг.
  • Съемник.
  • Обсечка.
  • Копытный нож.
  • Заклепки.
  • Заклепочник.

Гвозди для ковки называются «ухнали». Они бывают разной длины. Их вбивают в копыто, после чего, концы гвоздей, торчащие с наружной части копыта, обрезают. Потом, подкованное животное выводят на прогулку, для того, чтобы проследить за ее походкой. Если выявляется, что кованая лошадь хромает или идет неуверенно, лошадь перековывают, устраняя недостатки ковки.

Подкованная лошадь – это естественный выбор современного коневладельца.

Источник: https://pro-selhoz.ru/zhivotnyie/zachem-podkovyivat-sovremennuyu-loshad-i-kak-proishodit-kovka/

Зачем подковывают лошадей: описание, как правильно

Зачем нужно подковывать лошадей

Лошади — прекрасные и очень умные животные. Они приносят исключительно радость и пользу человеку, именно поэтому о них нужно заботиться. В первую очередь следует знать, зачем подковывают лошадей, ведь правильное подковывание — один из самых важных этапов содержания данного животного. Фермеру нужно знать, какие бывают виды подков и как подковывают лошадей.

Зачем подковывают лошадей

Иногда, у неопытных и малознакомых с лошадьми людей возникают сомнения в том, действительно ли нужна эта процедура и больно ли лошади. Зачем подковывают лошадей, если на вольном содержании дикие особи прекрасно обходятся без этого? Подкова — простое средство защиты копыт, как обувь у человека. Современные подковы защищают ткани копыт от механических повреждений и различных болезней.

Некоторые фермеры при должных знаниях проводят такую процедуру как ковка подковы самостоятельно в домашних условиях. Также есть и коннозаводчики, которые заказывают набойки и приглашают специалиста для их установки.

Перед выбором набойки лучше всего проконсультироваться с профессионалом, чтобы точно не ошибиться с размером и материалом.

Можно пообщаться на различных форумах с заводчиками и конюхами из разных стран, а также посмотреть фото и видео.

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков.

Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей.

Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны.

Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже.

На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей

  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы

  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине.

Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер.

Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду.

Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков.

При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди — ковали.

Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно.

Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка — это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости.

Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок.

Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму.

Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади.

Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей

  1. Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют.

  2. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма.
  3. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади.

    Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках.

  4. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне.
  5. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями.

    Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом.

Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

Полезные советы для фермера

После того как вы подковали лошадь, нужно проверить, комфортно ли ей. Для этого нужно провести питомца шагом, и если конь не начнет хромать рысью, значит, набойка установлена правильно.

Показателем того, что лошадь подкована хорошо, является ее спокойная ходьба и бег без прихрамывания. Также рекомендуется сразу не нагружать только что подкованную лошадь. Изготовление подковы занимает не так много времени.

Для 2-х опытных ковалей это дело 15 минут.

Естественно, что для изготовления подковы одному понадобится гораздо больше времени и сил.

Как же часто нужно перековывать лошадь? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это зависит от многих факторов, таких как степень нагрузки, износа, а иногда и просто повреждения подковы.

В среднем подковы меняют раз в месяц (30 дней). Чаще без особой надобности это делать не рекомендуется, дабы избежать заболеваний копыт.

В конечном счете ковка жеребца — занятие достаточно простое, если знать того, кто может помочь с этим делом или научить правильному проведению процедуры. Если соблюдать все правила по подковыванию и выгулу лошадей, вырастить здоровых и выносливых скакунов будет проще простого.

Источник: https://FermoVed.ru/loshadi/zachem-podkovyvayut.html

Зачем подковывают лошадей: подробная информация + технология подковки пошагово!

Зачем нужно подковывать лошадей

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат.

С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов.

Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Зачем подковывают лошадей

Лошадь без подков

Предназначение подков

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя.

У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом.

Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Подкова

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы.

От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека.

Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Подковы необходимы лошадям

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения.

Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева.

Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю.

Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной.

Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой.

Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют.

Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей.

Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подковХарактеристики
Стандартные (простые)Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами
СпортивныеИспользуются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г
ОртопедическиеИзготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Подковы, гвозди, шипы

Набор титановых подков для скаковой лошади

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика.

Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты.

Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они  по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Современные подковы для лошадей

Вид снизу

Вариант зимней пластиковой подковы с протектором

Терапевтические ботиночки для лошадей, имеющих проблемы подошвы, ламинит и т.д. Не для работы. Для гуляния, расшагивания и т.д.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Ковочные инструменты

Набор инструментов для ковки

Ящик с инструментами

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров.

Используются они только раз, для повторного применения непригодны.

Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Ухнали для ковки

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще.

Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре.

Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера.

В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку.

А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Кузнец снимает клещами старую подкову

Подкова снята

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Расчистка

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы

Обрезка копыта

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Задние ноги расчищаются так же

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Примерка стандартной подковы

Наковальня

Каждую подкову нужно подогнать под форму копыта

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать.

Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди.

Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Гвозди

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Кузнец забивает гвозди

Гвозди торчат наружу сквозь копыто

Снаружи гвозди загибаются

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Нога лошади на подставке

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Кузнец делает в подкове отверстия для шипов

И резьбу в отверстиях

Потом прикручивает шипы

Осталось только приколотить подкову к лошади

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

— Зачем подковывают лошадей

Источник: https://selo-exp.com/loshadi/zachem-podkovyvayut-loshadej.html

Зачем подковывают лошадей и как правильно это сделать

Зачем нужно подковывать лошадей

Подкова в современном виде появилась в начале нашей эры. Лошадей в ту пору активно применяли в самых разных областях. Профессия кузнеца была очень востребована. И сегодня лошадей подковывают в любой серьезной конюшне или клубе. Со временем появился новый ассортимент конских «туфель», в чем-то изменились технологии.

Зачем лошадям подковы

Предки современных скакунов жили в дикой природе. Как известно, их никто не подковывал. Однако человек «обувает» домашних животных уже много сотен лет. На это есть несколько основных причин:

  • Дикие лошади в природе сами выбирали дорогу. Они старались скакать по траве, мягкой почве, обходили неудобные участки с острыми камнями, расщелинами. С человеком эта возможность пропала. Нагрузка на копыта увеличилась.
  • Лошади были основным транспортом. Им приходилось перевозить тяжелые грузы, людей. Всадники иногда надевали доспехи. Все это серьезно нагружало копыта.
  • В естественной природе не встретишь каменные дороги, брусчатку и другие покрытия, которые тоже вредят конечностям. Их верхний твердый слой разрушается быстрее, чем отрастает.

Древние люди пытались уберечь копыта коней. Поначалу на них надевали подобие обуви из тростника или кожаные «сандалии». Вероятно, сначала такие изделия появились в Азии. Около III–IV вв. люди хорошо освоили работу с металлами. Подковы приобрели почти современный вид.

Сегодня лошадей используют не так активно, поэтому они подолгу стоят в конюшнях. Верхний роговой слой копыт становится мягче. Он быстрее стирается, пробивается камешками. В результате появляются мелкие травмы, деформации.

Другая проблема — сухой копытный рог, тоже вызывающий травмы. Появление сухого рога провоцируют песчаные манежи, пол из асфальта в стойле. Часто влагу сохраняют при помощи специальных мазей. Препараты, как правило, импортные, дорогие и не всегда эффективные. Как альтернативу, используют оливковое масло или обычную глину, которой смазывают на ночь подошвы.

В трещины на копытах попадает грязь, микробы. Начинается воспаление. Животное испытывает дискомфорт, хромает. Иногда лошади из-за боли совсем отказываются двигаться.

После травм подковы уже необходимы. Они оберегают поврежденные участки копыт, выполняют и роль ортопедических изделий. Например, жеребятам 3–4 месяцев корректируют копытца.

Подковы улучшают движение — помогают не скользить на льду, мокрой траве, земле. Подкованные кони проще справляются с препятствиями, например, в спорте. Внешний вид во время выступлений тоже выигрывает.

Когда можно не подковывать

«Обувать» лошадь не всегда обязательно. Это зависит от условий работы — интенсивности, грузов, жесткости грунта. Когда копыта в хорошем состоянии, и бегает лошадь по мягкой земле, от процедуры желательно воздержаться. Раньше так и делали:

  • В VIII–IX веке в Италии и Франции ковали только лошадей, которые скакали по твердым городским дорогам.
  • На юге Российской империи рабочих коней «обували» на зиму и в распутицу. Это защищало от гололеда и размытых, скользких грунтовых дорог. Летом подковы не использовали.
  • В Монголии когда-то не водили коней к кузнецам. Местная порода отличается на редкость прочными копытами. Плюс заботились о животных мало. Хотя пастухи в других странах, например, у нас, тоже не ковали своих лошадей.

Сегодня работают те же принципы. Но иногда без ковки нельзя. Например, в спорте конь весом около 500 кг с всадником преодолевает препятствие в 1,5 м высотой. При приземлении ноги бьются о грунт с силой в десятки тонн на 1 м².

Если лошадь не подковывают, это не значит, что конечностям не требуется уход. Их все равно регулярно чистят, копыта подпиливают.

Как выбрать подкову

Сегодня можно найти изделия из разных материалов. Они отличаются качеством, назначением, формой и прочими характеристиками.

Классические подковы, как правило, делают из стали. углерода в сплаве небольшое, поэтому они поддаются подгонке даже без нагрева. Для передних ног подковы делают округлыми, для задних — немного вытянутыми. Это объясняется формой копыт.

Классическая лошадиная подкова — это узкая пластина, выгнутая дугой. Включает несколько частей:

  • пятки — округлые концы;
  • зацеп, или отворот — выступ в противоположной, передней части;
  • ветви — наружная и внутренняя — соединяют первые два элемента;
  • отверстия для гвоздей.

В гололед или при беге по мерзлой траве устанавливают еще шипы. Для них тоже иногда делают отверстия.

Нижняя поверхность подковы соприкасается с грунтом, верхняя — с копытом. При выборе обращают внимание на ветви. Наружная часть служит опорой. Она должна быть максимально гладкой. Если ветви — неровные, подковы неплотно прилегают к копыту. В итоге, нагрузка распределяется неправильно, неравномерно. Роговой слой повреждается.

Осматривают отверстия для гвоздей. От них зависит ковка и безопасность животного. Важны расположение, контуры, форма и другие нюансы:

  • У кромки подковы снаружи внизу есть гвоздевая дорожка — выемка для шляпок, благодаря которой они не выступают и меньше стираются.
  • Не должно быть отверстий близко к пяткам и зацепу. Выемки в неправильных местах приводят к травмам. Гвозди повреждают ткани под роговым слоем.
  • Количество отверстий зависит от размера подковы: 6, 8, 12.

Существует 13 размеров изделий. У каждого — определенные вес, толщина, величина между пятками и другие характеристики, в соответствии с которыми модель подбирают под скакуна.

Продаются подковы, как правило, парами: отдельно для задних или передних копыт. Ширина полотна у средней — 22 мм, толщина — 8. Выбирают конкретный вид в зависимости от цели:

  • Простые стандартные набойки. Используют для упряжных коней. Весят 200–720 г. Как правило, в комплект входят съемные шипы. Зимние длиннее и острее, летние — наоборот. Делают на заводах или в кузницах вручную.
  • Ортопедические. Производят из стали, алюминия, пластика. Конструкция, форма отличаются, зависят от травмы или дефекта. С такими подковами копыта заживают быстрее, а боль при движении — меньше. Назначает их ветеринар.
  • Спортивные. Делают из пружинной стали и других сплавов, алюминия. Для каждого вида спорта подходят свои разновидности. Самые легкие — для скачек: до 120 г.

Встречаются современные конструкции из пластика, для которых не нужны гвозди. Их заменяют пружинные крепления, ремешки. Пластиковые подковы похожи на сандалии, легко крепятся, быстро снимаются. Стоят дорого.

Более дешевый современный вид тоже делают из пластика, но конструкция у них проще. Такие подковы больше похожи на привычные, их крепят маленькими гвоздями или особым клеем.

Как подковать лошадь

Самостоятельно надевать изделия в домашних условиях не стоит. Это сложная и опасная работа. Учитывается множество нюансов, нужна подготовка. В случае ошибки человеку или животному потребуется серьезная медпомощь.

В Российской империи и в советское время было много хороших кузнецов. Сегодня традиции ковки лошадей постепенно теряются. Среди современных мастеров можно ориентироваться на Валерия Жигуна и Юрия Колубелова. Хороший кузнец обязательно знает анатомию конских ног, вплоть до каждого сухожилия.

Инструменты условно делят на два вида:

  • для изготовления, подгонки: наковальня и прочие;
  • для заправки копыт: молоток, кусачки, клещи, рашпиль, нож с закругленным концом.

Процедура состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка. Очищают копыта от грязи, опилок и прочего. Используют специальный крючок. Подводят животное к особому станку. Непривыкшие или нервные лошади иногда сопротивляются. Их привязывают к станку. Поблизости не должно быть других коней или еды. Успокоительное использовать вредно.
  2. Берут, подгибают переднюю ногу, «седлают» заднюю. Поддевают старые подковы клещами, отрывают.
  3. Расчищают лошадь. Удаляют лишнюю роговину и ненужные части стрелки — эластичного амортизатора. Для снятия слоя старой подошвы берут нож с закругленным концом. Обтачивают, ровняют рашпилем. Особое внимание уделяют области зацепа.
  4. Примеривают подкову, готовят подходящие гвоздики. Последние используют только один раз. Нельзя надевать короткие подковы. Так нагрузка распределяется неправильно, страдают суставы.
  5. Даже если размер известен, и лошадь «на приеме» у кузнеца не впервые, каждую подкову подгоняют. Делают это вручную с помощью наковальни, молотка.
  6. Надевают подкову. Первый гвоздь забивают в отверстие, ближайшее к зацепу. Второй — напротив него. Дальше спускаются к нижней части подковы, чередуя стороны. Гвозди торчат, но если все сделано правильно, лошади не больно. Это все равно, что проткнуть или подпилить отросший конец ногтя у человека. Гвозди загибают.
  7. Подгоняют подкову. Стучат молотком по зацепу.
  8. Помещают ногу животного на стояк. Так называют большой штырь, сделанный из металла. Поначалу его располагают впереди лошади. Для задних конечностей стояк помещают немного сбоку от конского живота.
  9. Удаляют выступающие кончики гвоздей (барашки). Их обрубки плотно приминают к копыту. Для этого предварительно место выхода снизу немного подпиливают. Причем длина откусанного барашка примерно равна ширине гвоздя. Обработанные кончики должны получиться не ниже 2 см от края лошадиной подошвы.
  10. Рашпилем обрабатывают копыта, выравнивают их края. Когда все сделано верно, в области зацепа подкова выступает на 1 мм, сбоку — на 2, в районе пяток — на 3–4. Цифры не случайны. При движении пятка раздвигается на 6–8 мм. Учитывают особенности животного, грунт. Например, при работе в снегу или в глубоком грунте выпуск нужен меньше. Иначе подкова быстро оторвется. Молодые лошади часто наступают себе на ноги и срывают подковы. Здесь выпуск совсем не нужен.

Некоторым спортивным скакунам «обувают» только передние ноги. Для городских животных, например, полицейских используют шипы.

Как часто происходит замена

Новые подковы для лошадей требуются примерно каждые 45 дней. Этот порядок пришел еще из российской кавалерии. Хотя тогда у коней в стойлах был пол из глины, засыпанный опилками. Сегодня чаще встречается асфальтное покрытие. Кавалерийские лошади скакали чаще по траве, земле, а не по песку в манеже или каменному покрытию мостовой.

Срок замены — примерный. Учитывают и индивидуальные особенности. У разных особей в одинаковых условиях роговина растет с неодинаковой скоростью. Кому-то меняют подковы каждый месяц, другие нормально ходят и два.

https://www.youtube.com/watch?v=LoTHBEDBcjw

Многое зависит от питания, нагрузок. Движение и правильный рацион помогают правильному обмену веществ. Перекорм, например, овсом, тоже вредит состоянию копыт.

Ковка лошади — процедура, требующая мастерства и определенных знаний. Немногие делают работу правильно, что грозит серьезными последствиями. Лучше посоветоваться с ветеринаром и доверить это дело хорошему кузнецу.

Источник: https://fermagood.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/podkovka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.